Работники авторазборок и автоэксперты: «Введение маркировки для запчастей не спасает»
Почти курьезный, но все равно стоивший жертве миллионы рублей, случай последних дней: в Москве был угнан представительский автомобиль, ключи от которого сменные шоферы оставляли друг другу под колесом. Угонщик наслаждался добычей всего пару часов, после чего вылетел с дороги и тем самым уничтожил лимузин. Машину жалко, конечно, но куда интереснее простой «социально инженерный» способ угона. Как рассказали «МК» профильные автоэксперты, этот способ далеко не единственный.
В начале — о том способе, который недавно попал в криминальную хронику. Автомобиль премиальной немецкой марки использовался несколькими наемными водителями, при этом комплект ключей, как сообщают новостные каналы со ссылкой на оперативную информацию, был всего один. В итоге шоферы, пренебрегая безопасностью, оставляли ключи друг другу в незаметном условленном месте — вору оставалось всего лишь «срисовать» местоположение ключа и, когда рядом никого не было, достать его.
— Надо отметить, что, скорее всего, под ключом имеется в виду идентификационная метка для бесключевого доступа, именно она сейчас дает доступ к дверям и запуску двигателя на абсолютном большинстве автомобилей этой марки, — рассказал «МК» сотрудник специализирующейся на этих автомобилях сервисной станции. — Кроме того, скорее всего, для удобства использования водителями были деактивированы дополнительные системы безопасности входа, которые имеются на многих комплектациях. Нужно учесть еще, что каждый автомобиль такого класса фактически имеет индивидуальную конфигурацию, а это значит, что еще на заводе-производителе там могут быть установлены дополнительные контуры безопасности.
Контроль доступа может быть организован при помощи биометрии («вход по лицу» — как сейчас уже делается в московском метро и многих офисных центрах). Возможно также привязать доступ к номеру телефона безопасности — так, чтобы войти в салон можно было только по коду из СМС или qr-коду на смартфоне. Однако такие решения, как подтвердил сотрудник сервисной станции, пользуются популярностью только на корпоративных автомобилях — причем чаще всего не представительского класса. Топ-менеджеры предпочитают более традиционные методы контроля за водителями.
— Пошла новая волна угонов свежих автомобилей — и западных, кстати, и китайских марок — на запчасти, — рассказал «МК» эксперт по подбору и обслуживанию б/у автотехники Алексей Островский. — Введение маркировки для запчастей не спасает, потому что авторазборки теперь перешли в виртуальную реальность: запчасти ищутся исключительно по объявлениям и доставляются без контакта между покупателем и продавцом.
С большинством моделей действует несколько нехитрых и давно известных способов угона, рассказал собеседник «МК». Даже не имея код-граббера (устройства, позволяющего считывать радиосигналы от брелка или ключа сигнализации), угонщик может временно вывести из строя замок одной из дверей салона. Для этого под замок подкладывается нечто, не дающее полностью запереть дверь. И машина в результате может штатным образом встать на сигнализацию с одной открытой — к радости злоумышленника — дверью. Дальше, как говорится, вопрос техники.
— Слышал, что есть угонщики, которые подстерегают водителей во время погрузки и разгрузки автомобиля, — отметил Островский. — Если погрузку-разгрузку невозможно выполнить в один прием, приходится несколько раз ходить туда-сюда между машиной и подъездом. В этих случаях часто оставляют в салоне ключ (метку) сигнализации. Если отследить этот момент, машину можно быстро вскрыть механическим путем и спокойно уехать, потому что на охране она в этот момент стоять не будет.
В таких сценариях особенно ценно для преступников то, что даже электронные блоки достаются им в целости и сохранности, с штатными ключами от них. Если же угон произошел со взломом или обходом охранной системы, электронику в ряде случаев на другую машину уже не поставишь, рассказал «МК» продавец б/у запчастей для японских автомобилей. «Поэтому электроники с угнанных машин вы в продаже не найдете, это миф», — подчеркнул он.
Зато похищенные любым способом автомобили вполне годятся в качестве донора кузовных запчастей, элементов подвески, салона, оптики и тому подобных «железок». Учитывая дефицит и трудности с доставкой автокомпонентов для многих марок, спрос на такие детали велик — и не слишком щепетильные сервисы ими не брезгуют. Не спрашивают о происхождении деталей и владельцы, которым нужно восстановить внезапно ставший неподъемным в ремонте автомобиль за те скромные выплаты, которые предложила страховая…
— Можно вывести три золотых правила, позволяющих усложнить работу угонщику, — отметил Алексей Островский. — Первое: всегда пользуйтесь всеми установленными на автомобиль охранными системами. Неважно, отошли вы на пять минут домой за шапкой, вышли на АЗС заправиться или ставите машину на прикол до следующих выходных. Второе: не храните, по возможности, в одном месте ключ от замков автомобиля и брелок либо метку от сигнализации. Эти элементы защиты должны быть порознь, хотя это и неудобно в быту. Наконец, подходя к автомобилю, открывайте замки только в шаге от двери, не больше. Эти правила очень старые, но работают и с современной техникой.
Источник: www.mk.ru