Что будет с ценами на авто в 2026 году (с 1 января): вырастут или упадут? (Новые и б/у с пробегом). Утильсбор, кредитование и возвращение мировых автопроизводителей. Экспертный разбор от GT-NEWS.RU

Российский автомобильный рынок вступает в 2026 год с целым набором факторов, которые неизбежно повлияют на цену как новых, так и подержанных машин. Индексация утильсбора с 1 января, колебания курса валют, сужение логистических маршрутов, изменения условий автокредитования, но в то же время рост локальноного производства — все это будет формировать новую ценовую реальность.

Одним из ключевых факторов, который уже точно изменит структуру цен на авто в 2026 году, станет индексация утильсбора с 1 января 2026 года. Она затронет многие категории автомобилей, особенно мощностью более 160 л.с, а также электромобили и последовательные гибриды.

Geely Coolray рестайлингового образца, который недавно покинул российский рынок

Но утильсбор — лишь один элемент сложной мозаики. Чтобы понять, какой окажется цена автомобиля в в 2026 году, необходимо рассматривать весь набор влияющих факторов: валюта, логистика, локализация, ставка по автокредитам, поведение дилеров, состояние вторичного рынка, стоимость страховок и даже геополитические риски. В общем, мы, в редакции GT-NEWS.RU, решили сделать экспертный разбор российского рынка, а именно попытались дать ответ на волнующий многих вопрос: «что будет с ценами на авто в 2026 году»?

Важно: мы не претендуем на истину в последней инстанции, это просто мнение нашей редакции.

Читайте также:

Возрожден советско-российский бренд Волга, под которым предложат переименованные Geely (первые «живые» фото)

Что будет с ценами на новые автомобили?

Утильсбор: рост, который невозможно игнорировать

С 1 января 2026 года вступает в силу обновленный, проиндексированный утильсбор. Для большинства моделей повышение составит от 15 до 30%, однако в отдельных категориях коэффициенты увеличиваются сильнее.

Как именно утильсбор влияет на цену?

В первую очередь, индексация утильсбора затронет физических лиц импортирующих автомобили мощностью выше 160 л.с, а также последовательные гибриды и электромобили.

Для наглядности можно привести конкретный пример. Ранее при ввозе популярного кроссовера Geely Monjaro с 2-литровым мотором на 238 л.с. для новых машин младше трёх лет действовал льготный утильсбор — всего около 3,4 тыс. рублей. Однако с 1 декабря 2025 года физическому лицу придётся заплатить уже 842 000 рублей, а с 1 января 2026 года сумма вырастет до 1 398 000 рублей за тот же самый Monjaro. Другими словами, утильсбор, который составлял всего 3 400 рублей, после Нового года увеличится до почти 1,4 млн! Это означает, что через год импорт станет ещё менее выгодным.

При этом на автомобили мощностью до 160 л.с. льготные ставки сохраняются: для физлиц, ввозящих легковые машины для личного пользования, утильсбор останется на уровне 3,4 или 5,2 тыс. рублей.

Вот пример наглядной таблицы с расчётами утильсбора на популярные импортные модели после 1 января 2026 года:

Популярыне импортируемые модели До 1 декабря После 1 декабря С 1 января 2026
Toyota Camry 2.0 197 л.с 3 400 руб 795 200 руб 1 321 200 руб
Toyota RAV4 2.0 171 л.с 3 400 руб 751 200 руб 1 245 000 руб
BMW 3-серии 2.0 184 л.с 3 400 руб 751 200 руб 1 245 000 руб
BMW X5 2.0 258 л.с 3 400 руб 953 200 руб 1 533 200 руб

Читайте также:

Самые ожидаемые новинки авто на российском рынке в 2026 году

Повышения утильсбора на электромобили и последовательные гибриды (спойлер: цены на них вырастут сильнее всего)

Новые правила расчёта утильсбора затронули и электромобили, и последовательные гибриды — причём для них требования оказались ещё строже. Льготная ставка сохраняется только для моделей, чья так называемая 30-минутная мощность не превышает 80 л.с. Всё, что выше этого порога, автоматически облагается утильсбором по коммерческому коэффициенту.

Для наглядности можно привести пример. Раньше утилизационный сбор для кроссовера Lixiang Li Auto L9 рассчитывался по льготной схеме и составлял приблизительно 3,4 тыс. рублей. Теперь же владельцу придётся заплатить уже 1 828 000 рублей, а с 1 января 2026 года сумма увеличится до 2 520 000 рублей.

Откуда берутся такие цифры?

Формула проста: базовая ставка — 20 000 рублей — умножается на новый коэффициент 91,40, что и даёт итоговые 1,828 млн рублей. С января 2026 года коэффициент вырастет до 126, и сумма соответственно увеличится до 2,52 млн рублей. Эти значения указаны в проекте поправок, опубликованном на портале regulation.gov.ru.

Ранее уже отмечалось, что выбор коэффициента зависит от мощности силовой установки. Для электрокаров и последовательных гибридов используется показатель 30-минутной мощности. У Lixiang Li Auto L9, например, он составляет 197 л.с.

Какие именно автомобили подорожают сильнее всего в 2026 году из-за нового утильсбора?

Если подвести итог, в 2026 году автомобили продолжат стремительно дорожать, и главным фактором роста станет очередное увеличение утилизационного сбора.

Сильнее всего подорожают премиальные модели и импортные автомобили мощностью выше 160 л.с. Менее чувствительными окажутся бюджетные машины российской сборки, но и их рост цен тоже не минует: глава АвтоВАЗа уже подтвердил, что подорожание Lada неизбежно.

Помимо утильсбора, на стоимость машин продолжат влиять колебания валютных курсов, геополитическая неопределённость и высокая ключевая ставка. По нашим оценкам, удорожание на рынке неизбежно, а вслед за новыми автомобилями вырастет и стоимость поддержанных машин с пробегом. Здесь решающим снова станет обновлённая система расчёта утильсбора — особенно для автомобилей мощнее 160 л.с.

Более того, мы предполагаем, что рост цен на вторичном рынке может оказаться даже заметнее, чем среди новых автомобилей. Причина проста: обновлённые правила утильсбора фактически ограничивают возможность ввоза подержанных авто для физлиц, особенно если их мощность превышает пороговые 160 л.с.

Для удобства расчета утилизационного сбора мы разработали калькулятор (действителен только на 2026 год):

Калькулятор утилизационного сбора (физлица) — 2026 год

Тип силовой установки:
ДВС Электромобиль / последовательный гибрид

Рабочий объём двигателя (л):

Мощность (л.с.):

Посчитать Коэффициент:Утильсбор (₽):

Какие еще факторы будут влиять на цены на авто в 2026 году?

Валютный фактор: курс — важный риск 2026 года

Даже при стабильном курсе рубля автопроизводители обычно закладывают «подушку» в прайс-листы на случай новых колебаний. Но 2026 год несет дополнительные риски, например, рост курса юаня влияет сильнее, чем доллара или евро.

Большинство новых автомобилей на российском рынке — китайские. Себестоимость полностью зависит от юаня: комплектующие, логистика, контракты — всё в привязке к CNY.

Даже изменение курса на 5–7% приводит к пересчету цен.

Риски волатильности в 2026 году

Многие экономисты отмечают вероятность более резких скачков валюты, чем в 2024–2025 годах, из-за: изменения условий внешней торговли, геополитических ограничений, возможных корректировок экспортно-импортной политики. В общем, любой скачок курса почти мгновенно отражается в прайсах.

Логистика и поставки: влияние на цену останется

В 2026 году логистическая нагрузка не снижается, а в отдельных направлениях — растет: усложнение морских перевозок. Из-за перегрузки альтернативных маршрутов доставка может увеличиваться на 10–15%, что автоматически переносится на стоимость автомобилей.

Страхование перевозок: многие логистические компании увеличивают ставки страхования грузов. Для одного автомобиля это может добавлять 8–20 тыс.руб к себестоимости.

Производство в РФ: локализация помогает, но не спасает

Сборочные площадки в России действительно снижают зависимость от импорта, однако:

  • Комплектующие всё равно импортные

Даже при крупноузловой сборке доля иностранных деталей достигает 60–80%.

  • Локализация снижает рост цен, но не отменяет его

Модели, собираемые в России (например, отдельные JAC/Sollers или машины от других партнерств), вырастут меньше остальных — но рост всё равно ожидается: примерно 3% за год только за счет подорожания компонентов.

Автокредитование: цены растут и через финансовые инструменты

Высокие ставки по кредитам делают машины менее доступными, но при этом: программы господдержки не покрывают все сегменты, стимулирование спроса постепенно уменьшается. Это означает, что реальные траты покупателя будут выше — даже если формальная цена останется прежней. Справедливости ради, многие дилеры все же предлагают собственные программы кредитования, где ставка обычно ниже официальной.

Позитивным фактором является то, что Банк России последовательно снижает ключевую ставку, и в 2026 году тренд вероятно продолжится.

Что будет с ценами на поддержанные автомобили в 2026 году?

Рынок б/у машин реагирует на изменения иначе, но не менее чувствительно. Подорожание новых авто автоматически повышает цены на б/у, так как исторически рынок так работает. Таким образом, индексация утильсбора и риски по валюте создают эффект «домино» — стоимость б/у автомобилей подтягивается вслед за новыми.

Влияние утильсбора особенно заметно на импорт подержанных автомобилей

Для ввоза подержанных авто утильсбор увеличится также ощутимо. В некоторых категориях — даже сильнее, чем для новых. Основная причина в том, что обновлённый утильсбор фактически ставит барьеры для импорта подержанных автомобилей частными лицами, особенно если мощность мотора превышает отметку в 160 л.с.

Будет ли хоть что-то позитивное?

В редакции GT-NEWS.RU мы сами уже порядком устали от непрерывного потока негативных новостей — кажется, наши читатели тоже. Поэтому позволим себе взглянуть на маловероятный, но всё-таки возможный позитивный сценарий.

Представим, что в 2026 году происходит существенное смягчение политической ситуации: часть санкций отменяют, международные автоконцерны начинают осторожно возвращаться на российский рынок (сначала через “прокладки” и обходные схемы), а ключевая ставка постепенно снижается.

Такой расклад дал бы рынку сразу два крупных эффекта. Во-первых, реальное усиление конкуренции — а значит, производители были бы заинтересованы максимально сдерживать рост цен. Во-вторых, покупатели получили бы широкий выбор хорошо известных моделей, что снизило бы их интерес к импорту не из-за ограничений, а по собственному желанию.

Мы считаем, что одним из первых в подобном сценарии мог бы вернуться бренд Hyundai — об этом мы подробно писали в материале по ссылке: читать.

Читайте также:

Вернутся ли корейские компании Hyundai и Kia на российский рынок в 2026 году?

Источник: gt-news.ru