Судебный прецедент: дилеру предоставить новую иномарку

Автодилеров могут заставить ремонтировать по гарантии оригинальными запчастями

Что делать автодилеру, если по гарантии требуется заменить иномарку, больше не поставляемую на российский рынок? По определению Верховного суда — «родить» такой автомобиль любым способом, потому что от обязательств по гарантии поведение фирм-производителей не освобождает. Можно ли в действительности добиться от дилера «несуществующего» товара и что делать самому автосалону в таких случаях — выяснял «МК».

тестовый баннер под заглавное изображение

До Верховного суда дошел иск жителя Волгограда к местному автодилеру по поводу фургончика «Форд-Транзит», приобретенного, по всей вероятности, до осени 2022 года, когда эта марка покинула российский рынок. Владелец до истечения гарантии обратился к дилеру с рекламацией о неисправностях двигателя, требуя замены транспортного средства.

Однако компания вначале заявила, что счетчик пробега автомобиля «скручен», а затем — уже в ходе судебного разбирательства — сослалась на то, что автомобили этой модели в Россию больше не поставляются. С тем дело и дошло до повторной кассации в Верховном суде, который вынес определение: «Отсутствие на рынке необходимых для исполнения договора товаров не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающим должника от ответственности».

Это разъяснение ВС не означает принуждения автосалона найти «Транзит» где угодно и выполнить гарантийные обязательства. Дело отправлено на новое разбирательство в нижние инстанции — не больше, но и не меньше.

— Ситуация может стать новой схемой потребительского экстремизма на авторынке, — предполагает Илья Сирин, менеджер автосалона, продающего китайские, а до 2024 года — преимущественно японские автомобили. — Как раз сейчас приближается к концу срок трехлетней гарантии, которая была у многих «японцев», поставлявшихся напрямую. Никто не мешает людям прийти — сымитировав фатальный дефект — и потребовать новый автомобиль. Эксперт, который подтвердит заводской брак, может и найтись. Раньше последнее слово было за представительством производителя, но сейчас они для проведения заводской экспертизы недоступны.

Условия гарантии после 2022 года изменились, и дилеры фактически застраховались от такой опасности применительно к автомобилям, проданным в 2023 году и позже, добавил собеседник «МК». Но казус «переходного» 2022-го может стать серьезным препятствием в работе дилеров.

— Говорить о беззащитных дилерах довольно смешно, потому что у них за много лет сформировались вполне убедительные юридические службы с судебной практикой, — поясняет специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. — Это зубастые люди, которые могут отбить почти любую претензию. А в крайнем случае вопрос сведется к денежной компенсации или предоставлению аналогичного автомобиля из современной линейки. В досудебном порядке или в форме мирового соглашения.

Судебный прецедент: дилеру предоставить новую иномарку

Найти «такой же самый» автомобиль для выполнения гарантийных обязательств часто невозможно даже за рубежом (забудем на мгновение о новом утильсборе и, соответственно, расходах салона), говорит собеседник «МК». Модельный ряд за три года ощутимо сменился — в том числе потому, что некоторые модификации, выпускавшиеся в России и для России, нигде больше не производятся. Сменились модельные ряды, поколения.

А вот принудить дилеров ремонтировать автомобиль по гарантии оригинальными запчастями, наверное, можно, оценивает Островский. Эти самые запчасти пусть и втридорога, но можно привезти, а значит, при должной настойчивости можно и принудить дилера к исполнению.

— Требовать ремонта оригинальными запчастями или замены агрегатов на «оригинал» имеет смысл, если речь идет о силовом агрегате, — говорит эксперт. — Двигатель, КПП — все это можно привезти, хотя цены никого не радуют. А замена, если речь о заводском дефекте, конечно, лучше, чем ремонт двигателя или коробки «какими придется» запчастями в незаводских условиях.

Больше новостей из мира автомобилей на Автовзгляд.ру 

Источник: www.mk.ru