Такси за 150 тысяч: водители становятся новым средним классом

Такси конкурирует с заводами и вахтой за «циничных и напористых мужиков»

Средний заработок московских таксистов при постоянной занятости доходит до 153 тысяч рублей в месяц. Такую статистику приводят перевозчики и юридические платформы для самозанятых. Выручка таксистов, как отмечают аналитики, вдвое больше, но много уходит на комиссию агрегаторам и другие накладные расходы. Таким образом, вместе с курьерами и квалифицированными рабочими таксисты могут теперь считаться полноценным средним классом. Так ли это, и если да, как изменится город — выяснял «МК».

Ежемесячная выручка таксистов при отработке более 20 рабочих дней составляет 314 тысяч рублей. После комиссии агрегатора, аренды автомобиля, покупки горючего и обслуживания автомобиля остается примерно половина — 153 тысячи, подсчитали платформа «Мигрант Сервис» и перевозчик SunCar. Правда, для этого нужно работать в среднем больше 11 часов в сутки, а заработок автокурьеров все равно больше, отмечается в результатах исследования.

Такой уровень заработка можно назвать средним только для водителей класса «комфорт плюс» и выше, пояснил «МК» Анатолий Лопатин, владелец небольшого таксопарка из 10 автомобилей. «Возможно, столько и даже больше может заработать самозанятый таксист на собственной автомашине соответствующего класса, но новый автомобиль нужной категории стоит от 3, а скорее даже от 4 миллионов, так что в уравнении придется учесть вместо аренды платежи по кредиту», — отметил бизнесмен. Так или иначе, накладные расходы достаточно высоки, а «благодаря» агрегаторам таксисты чаще всего работают на грани рентабельности.

— Переток водителей между секторами рынка происходит довольно активно, где лучше, туда и идут, — продолжает собеседник «МК». — Весь прошлый год и начало этого из такси водители «утекали» в доставку; у меня один водитель ушел даже в «парконы», кто-то мечтает стать персональным водителем и находит место. Есть еще вариант — не выходя на рынок обычного такси, работать с устоявшейся клиентурой так называемой автоняней. То есть фактически персональным шофером для нескольких семей, где основная задача — развозить детей по школам и секциям.

Однако последняя опция, как пояснил Лопатин, скорее элитная: здесь нужны водители с хорошими манерами и такие, которым зажиточные семьи доверили бы самое дорогое. Требования в этой отрасли высокие: хороший русский язык, крайне желательно высшее образование и московская прописка, возраст от 35 до 70 лет, водительский стаж от 10, а лучше от 15 лет. И — это важно! — крайне предпочтительны женщины (на рынок такси это тоже оказывает влияние, так как достаточно много женщин сейчас и в этом бизнесе).

— При этом, кстати, я не скажу, что автоняня зарабатывает больше, чем обычный таксист, — добавил бизнесмен. — Больше чем с тремя-четырьмя постоянными клиентами работать не получается. В итоге получается скорее 100 тысяч в месяц, чем больше. Но зато эта работа в разы спокойнее, и тут можно почти без ограничений использовать собственный автомобиль. Зато и по «выделенке» не поездишь.

Таким образом, желающие более спокойного и безрискового ритма жизни могут найти свою нишу в легковых перевозках вне такси. Те, кто готов буквально жить в задрипанной машине, но зато иметь хороший заработок и большую степень личной свободы, — идут в доставку. А социальный портрет «разбогатевшего таксиста» — того, кто за тяжелый и сильно зарегулированный труд получает те самые 150 тысяч рублей, — становится точнее: это достаточно напористый (чтобы не бояться клиентов), коммуникабельный и при этом конформный (другие не выдерживают бюрократии) опытный водитель.

— Вообще-то ничего нового, психотип примерно тот же, что многим памятен по советскому такси, — рассуждает эксперт службы по подбору персонала одной из крупных сырьевых корпораций. — Законопослушный, при этом в меру циничный человек, не имеющий предрассудков, связанных со статусом «синего воротничка», и не плачущий от тяжелой работы в плохих условиях. Именно за таких людей сейчас идет конкуренция сразу в нескольких больших сферах рынка труда. В том числе на производстве, на вахтовых работах. Понятно, почему оплата труда поднимается — такие люди действительно в дефиците.

Рост оплаты труда таксистов в ближайшее время продолжится, полагает кадровик: в других секторах экономики заработки уже сейчас могут быть еще больше (пусть там и хуже климатические условия либо требуются некоторые спецнавыки). Исправить ситуацию для пассажиров — проще говоря, чтобы прекратился резкий рост тарифов, — можно, если сделать работу в такси более привлекательной для тех, кто сейчас получает заметно меньше тех самых 150 тысяч, но при этом имеет водительские права. Но это можно сделать лишь ослаблением недавно введенных ограничений и регуляторики (путевые листы, мед- и техосмотры, регистрация в реестрах). А это — по крайней мере сейчас — скорее на грани фантастики.

Источник: www.mk.ru