Автовладельцы только после покупки автомобиля понимают, чем отличается вариатор от автомата. И сильно разочаровываются в последствии. Чтобы этого не произошло, автолюбителю необходимо сперва узнать об особенностях, отличиях, положительных и отрицательных сторонах той или иной коробки передач. А потом уже делать выводы, какая более подходит для него. Обо всем читатель познакомится в следующих блоках.
Различия в механической части
Коробка вариатор и автоматическая трансмиссия одинаковы в том, что оба варианта относятся к виду коробок переключения передач, которыми управляет электронное устройство, встроенное внутрь коробки. Отличие в конструктивных особенностях.
ВКПП
ВКПП в технической документации обозначается, как CVT (Вариатор). Это сокращение от английских слов: «Continuously Variable Transmission». На русском языке звучит так: «постоянно изменяющая передачи»
Отличие CVT от автомата в строении механизма. Первое отличие, обобщающее все вариаторы, находится в принципе действия: отсутствие ступеней передач. Скорости меняются за счет передаточного числа. Последнее управляется параллельно расположенными конусными шкивами. Это ведомый и ведущий механизм.
Отличие имеется и в креплении шкивов. Одни шкивы в вариаторной коробке транспортного средства соединяются между собой посредством металлических цепей, другие с помощью ремней.
Вариатор работает по принципу раздвижения и сближения шкивов. Эти действия приводят к изменению передаточного числа. А изменение числа соответственно меняет скорость автомашины.
ЧитатьОсобенности эксплуатации и технического обслуживания АКПП
Пример работы клиноременного вариатора в виде таблицы:
Скорость автомашины | Нахождение шкива в пространстве вариатора | Диаметр, который проходит ремень |
Низкая передача (первая скорость) | Максимально раздвинут | Маленький |
Высокая передача (четвертая или выше скорость) | Максимально сдвинут | Большой |
Внимание! Принцип работы тороидного вариатор заключается в изменении ролика по отношению к фрикционному диску. Об этих отличиях в следующем блоке.
Типы CVT
Вариатор имеет два типа коробки:
- Клиноременной. Этот вариатор состоит из двух шкивов и ремня, соединяющего их. Назван так потому, что в момент соединения шкивов ремень становится клинообразным. Двигаются шкивы посредством гидравлического привода;
- Тороидный. Этот тип вариатора состоит из роликов и соосных дисков. При изменении передачи меняется и положение роликов.
Но отличие вариатора и автомата заключается не только в конструкционных особенностях. У вариаторных коробок свои положительные стороны и отрицательные.
Изъяны и положительные качества у CVT
Положительными сторонами вариатора являются следующие особенности:
- плавное движение автомобиля, без рывков;
- незамедлительная реакция на изменения ландшафта трассы: наклон, проселочная дорога;
- нет замедлений в скорости при мгновенном повышении нагрузки в отличие от автоматической коробки передач;
- простая конструкция и легкий вес;
- экономия бензина.
Но сколько бы не перечислять положительные стороны коробки без переключения передач, транспортное средство с вариатором все же имеет недостатки:
- быстрый износ внутреннего оборудования CVT (ремень необходимо менять каждые 70 000 км);
- транспортное средство не способно передвигаться по холмистой местности из-за непригодности вариатора к сильным нагрузкам. Не устанавливается на внедорожники;
- сервисные центры не ремонтируют вариатор из-за дефицита запасных частей и трудоемкости ремонта, а только заменяют одну коробку другой. Сама коробка передач стоит дорого;
- для переключения движения назад или вперед, требуется некоторое время, чего нельзя сказать о коробке автомат. Многим водителям это не нравится.
Внимание! Поэтому при выборе вариатора надо понимать, что он недолговечен в отличие от автомата.
Коробка автомат
Кроме вариатора или роботизированной коробки в автомобиль устанавливается коробка-автомат. Отличие в сложности конструкции, но она является более долговечной. В этом и есть основная разница между вариатором и автомат, учитывая которую многие опытные автовладельцы приобретают машину с АКПП.
ЧитатьЗамена фильтра и масла АКПП Ленд Ровер Дискавери 3, 4
Автомат в отличие от CVT состоит из следующих деталей:
- гидротрансформатор;
- центробежный насос;
- обгонная муфта;
- блокировочная муфта;
- планетарная коробка передач.
Гидротрансформатор выполняет роль сцепления и способствует плавному переключению скоростей. Редуктор АКПП отвечает за совместную работу всех шестерней.
Разновидности АКПП
Отличие АКПП от CVT в том, что автоматическая коробка имеет несколько ступеней переключений скоростей:
- четырехступенчатая. Впервые была выпущена в 1930 году и используется на некоторых автомобилях;
- шестиступенчатая, семи- и в настоящее время уже выпускают автомобили с 9-стпенчатой коробкой автомат. Используются на всех современных автомашинах.
Изъяны и положительные качества у АКПП
Автоматическая коробка передач имеет свои недостатки и преимущества. К положительным сторонам автомобиля с коробкой-автомат относятся:
- при остановке на холме автомашина не даст задний ход;
- надежность;
- комфортность в управлении.
Минусы автомата:
- нет плавности при переключении передач во время разгона машины;
- дорогое сервисное обслуживание;
- нет возможности запуска двигателя с толкача.
Несмотря на отрицательные стороны, работает АКПП намного дольше, чем вариатор.
Анализ сравнения двух коробок
Отличия вариатора от автомата заключаются не только в написании названий коробок в технических документах:
- А или АТ – сокращенное название автомата;
- CVT – название вариатора.
Их различия заметны с точек зрения:
- экономической;
- надежности;
- внешности.
ЧитатьАКПП и прицеп или можно ли таскать прицеп на автоматической коробке
Разница между CVT и автоматом c точки зрения расходов
Одни говорят, что расход топлива в автомате по сравнению с вариатором больше, другие же утверждают, что происходит совсем наоборот. Однако практика показывает, что разница в экономичности между аппаратами обусловлена количеством топлива, которое потребляет мотор автомашины.
С точки зрения расходов на топливо отличия между вариатором и автоматом заключаются в 0,3, 0,5 литра на сто километров. И такое отличие является скорее всего погрешностью, чем объективной разницей.
Другое дело ремонт и сервисное обслуживание коробок автомат. Хоть автомат и вариатор – это дорогие коробки передач. Их тяжело ремонтировать. Но вариатор находится на первой строчке в этом отношении. Не все СТО могут отремонтировать CVT. Чаще всего его просто заменяют на новую коробку.
Автомат же более изучен и используется на автомобилях достаточно долго, чтобы компании научились выпускать большое количество деталей под эту коробку. В результате многие элементы автомата взаимозаменяемы и не находятся в дефиците.
Другое дело – надежность. Это еще один критерий, чем отличается коробка автомат от вариатора.
Какой аппарат надежней
Многих автовладельцев интересует, в чем разница между автоматом и CVT по степени надежности. Следует сказать, что единых собранных данных в отношении этих КПП не существует.
Ремонт и частая замена элементов в той или иной коробке могут быть обусловлены халатным отношением автовладельца. Многие водители эксплуатируют вариатор в местностях со сложным проездом. А для такой местности он не подходит. CVT хорошо себя показывает в городском режиме, пробках. Эксплуатация в мегаполисе, вовремя замененное масло позволит ему прослужить владельцу долгие годы.
Автомобиль с автоматом в отличие от вариатора может ездить по холмистым местностям. Он несколько надежнее в этом отношении, но халатное отношение владельца тоже может привести к мгновенному выходу из строя.
Визуальное определение CVT и автомат
Начинающие автолюбители не имеют представления, как отличить вариаторную коробку от автомата визуально. Хотя между ними много отличий:
ЧитатьТипичные неполадки и ремонт АКПП f4a42
- вариаторные трансмиссии обычно маркируются надписью «CVT»;
- названия переключения передач возле кулисы. На вариаторах, кроме стандартных P-R-N-D, имеется режим «L». Автоматы же имеют L2, L3;
- по рычагу почти сделать это невозможно. К тому же недобросовестные владельцы заменяют рычаг вариатора рычагом от автомата, если есть существенные отличия.
Кроме того, как отличить их внешне, покупающему автомобиль необходимо побыть водителем: проехать метров пятьсот на автомобиле. Когда машина на автомате будет разгоняться звук будет идентичен звуку на механической коробке.
Если поставить транспортное средство на подъем холма, то с вариаторной коробкой машина откатится назад.
Внимание! Последний метод сработает тогда, когда на машине не установлена противооткатная система.
Правила использования и профилактики АКПП и CVT во время эксплуатации
CVT предназначается для удобных, тихих и семейных поездок по мегаполису. Для спортивной и быстрой езды более подходит автомат. Это еще одно решение на задачу из разряда: «Каковы отличия автомата и вариатора».
АКПП – это неприхотливая коробка переключения скоростей. Но при эксплуатации CVT, автовладелец должен соблюдать следующие правила:
- во время остановки на спуске использовать ручной тормоз;
- переключать положения кулисы из «P» в «R» только после полной остановки автомобиля;
- буксировать только на включенной нейтральной скорости и не более 80 километров со скоростью 30 километров в час;
- вовремя менять масло;
- при пройденных 70 тысяч км заменить ремни на шкивах;
- прогревать трансмиссию зимой перед стартом;
- диагностировать неполадки и ремонтировать автомобиль только в квалифицированных сервис-центрах.
ЧитатьЧто делать и как на автомате выехать из сугроба или из грязи если застрял
Тоже самое относится и к коробке автомат, за исключением замены ремней. Правильная эксплуатация и качественный уход за коробкой передач обеспечит длительный срок службы устройства.
Какая коробка предпочтительнее
Из всего вышесказанного при покупке автомата или вариатора автовладелец должен сделать следующие выводы.
Скорость ездыЕсли автовладелец ездит быстро – ему больше всего подойдет автоматическая КПП. Так как CVT не выдержит высоких нагрузок и скоростей. Технические особенностиТем, кто любит плавную езду без толчков и дерганий можно выбрать CVT. Если автовладельца это не имеет значения, то он может приобретать автомашину с любой коробкой передач. Стоимость замены на СТООба этих вида – дорогостоящие в ремонте и сервисном обслуживании. Если владелец авто умеет разбирать и собирать самостоятельно коробку или у него был опыт в обслуживании коробок, и не хочет платить больше то можно выбирать автомат. Если же владелец не любит рисковать здоровьем машины и может заплатить столько сколько потребует СТО, то для такого человека подойдет CVT. Режим работыАвтоматы имеют дополнительные режимы работы коробки. К ним обычно относятся «Спорт», «В холодное время года» в виде иконки снежинки. CVT самостоятельно автоматически приноравливаются к режиму езды водителя.
Используя советы и инструкции по выбору автомобиля с одной из коробок передач, автовладелец может приобрести ту автомашину, которая действительно нужна. Главное правильно расставить акценты, чтобы потом не пытаться из автомобиля, не приспособленного к быстрой езде выжать максимум. Финалом будет дорогостоящий ремонт и замена не только коробки, а то и ходовой части машины.