Личная «дворняжка» Брежнева: легендарную «Волгу» ГАЗ-24 для генсека собрали из старья

Самый уникальный в Стране Советов автомобиль появился из-за увлечения Брежнева охотой

15 июля 1970 года – особая дата в истории отечественного автопрома. Именно в этот день 55 лет назад на заводе в Горьком началось серийное производство одной из самых легендарных наших легковушек – «Волги» ГАЗ-24. Она стала своеобразным символом нескольких десятилетий жизни Страны Советов.

тестовый баннер под заглавное изображение

«Двадцать четвертая» прочно вошла в быт во времена наших пап-мам, дедушек и бабушек. Черные «Волги» этой «продвинутой» модели являлись «маркером» высокого статуса большой категории официальных лиц — государственных, партийных чиновников, а также руководителей предприятий, организаций. Кроме того, именно такие – угольного цвета авто часто использовались сотрудниками «органов». А простые граждане, обитатели крупных городов, решив воспользоваться услугами наемного экипажа, привычно ловили ГАЗ-24 традиционного для такси салатового цвета…    

Для отечественного автомобилиста-любителя заполучить новенькую «двадцать четверку» в личное пользование было пределом мечтаний. Осуществить подобное удавалось немногим. И дело не столько в очень высокой цене – без малого 10 тысяч рублей. Товар-то уж больно дефицитный!

В свободную продажу эти «волжанки» почти не поступали, при том, что ежегодный их выпуск в лучшие годы достигал почти 75 тысяч штук. Однако из этого количества, согласно планам, утвержденным на самом «верху», треть направлялось в таксопарки, еще почти столько же получали госучреждения, предприятия, организации для нужд «номенклатуры». Наконец, около 20 тысяч фирменных ГАЗовских «моторов» шли на экспорт. Наши «Волги» неплохо раскупались во многих странах социалистического содружества, они были весьма востребованы в Китайской Народной Республике (такое даже трудно себе представить по нынешним временам, когда Поднебесная заваливает российский рынок продукцией своего автопрома!).

За вычетом всех вышеупомянутых статей, на долю советских частников оставались буквально считанные сотни престижных легковушек. Само собой, распределялись они по особым спискам. Право приобрести ГАЗ-24 «только что с конвейера» предоставляли лишь самым заслуженным (или «приближенным») людям.

Почти гарантированно такую возможность получали те, кто побывал в длительных загранкомандировках. Им «двадцать четвертые» можно было купить за валюту или за «спец-рубли» — чеки Внешпосылторга. Ситуация увековечена в знаменитой кинокомедии «Служебный роман». Помните неподдельный восторг рядового сотрудника статистического управления Новосельцева, которого его студенческий друг Самохвалов, успешно продвинувшийся по карьерной лестнице и успевший пару лет поработать в Швейцарии, сажает в свою «Волгу»? «Да это же малогабаритная квартира!»

Ну а кто кроме киношного товарища Самохвалова? Автору этих строк довелось, например, в свое время познакомиться с одним из счастливых обладателей «автомобиля-мечты». Коренной москвич Алексей Самсонов долгие годы проработал на АЗЛК. Занимал там даже важную общественную должность – был секретарем заводской комсомольской организации. Именно она и позволила обзавестись «Волгой»: как-то раз на их предприятие, одно из крупнейших в столице, были «спущены по разнарядке» несколько штук ГАЗ-24. Директор завода выделил одну из них своему «комсомольскому вожаку» для покупки. Алексей Викторович потом несколько десятилетий ездил на этой машине, холил и лелеял ее.

Владельцами «двадцать четвертых» были в свое время некоторые советские космонавты, известные деятели искусства, литераторы, спортсмены… Упомянем здесь лишь несколько фамилий. Великолепный, неповторимый актер и цирковой клоун Юрий Никулин. Артист и режиссер Никита Михалков. Композитор Микаэл Таривердиев. Выдающийся футболист и тренер «народной» команды «Спартак» Олег Романцев…

Самым статусным из всех хозяев «двадцать четвертой» «Волги» стал генсек Брежнев. Для «дорогого Леонида Ильича», увлекавшегося, как известно, охотой, на ГАЗе специально разработали и изготовили машину-вездеход, на которой можно было бы забираться в самые труднодоступные места ради ружейного промысла.

Глава КПСС и государства этой своей страсти уделял немало времени. Порой его визиты в спец-заповедник Завидово и другие «закрытые» угодья случались едва ли не по два раза в неделю. До охотничьей базы вождь добирался «с ветерком» в салоне (а то и за рулем) одного из лимузинов кремлевского гаража, но там, чтобы попасть на заветную поляну, где должны появиться прикормленные кабаны, лоси или олени, ему приходилось трястись по ухабам и бездорожью в далеком от комфорта армейском «козлике».

С возрастом (да и по мере наращивания политического и государственного веса) такая ситуация становилась для Леонида Ильича все менее приемлемой. А потому решено было изготовить для охотничьих нужд руководителя страны специальный «везде пролезающий» легковой автомобиль.

Доподлинно не известно сам ли генсек попросил сделать такую машину, или заботу о Леониде Ильиче проявили его ближайшие соратники. Факт тот, что в один прекрасный день в Горьковском обкоме раздался звонок из Кремля: надо сделать для «самого» легковой внедорожник.

Обкомовские товарищи переадресовали важное государственное поручение специалистам Горьковского автозавода (благо в конце 1950-х там уже справились с подобной задачей, создав легковой автомобиль повышенной проходимости на базе серийной легковушки «Победа», этот чудо-джип ГАЗ М-72, считающийся первым кроссовером в мире, даже был выпущен небольшой серией).

Работу над «брежневским» заказом заводчане начали зимой 1973-1974 гг. в режиме абсолютного аврала. Речь даже не шла о предварительных детальных проработках, о подготовке технического задания и каких-то стандартных комплектов конструкторских чертежей, – действовали, что называется, по наитию, методом проб и ошибок.

За основу конструкции будущего внедорожника взяли уже освоенную в производстве «Волгу» ГАЗ-24. По своему дизайну, уровню комфорта эта машина вполне могла отвечать запросам высокопоставленного охотника, однако серийная «двадцатьчетверка» малопригодна была для «джиперских рейдов»: как-никак это городской, «шоссейный» автомобиль.

Чтобы «научить» «Волгу» преодолевать проселки, полевые колеи, а то и вовсе двигаться по целине, ГАЗовские специалисты решили установить на нее узлы трансмиссии сверхпроходимого «уазика». И тут возникла проблема — «технико-политическая». Оказалось, что карданные валы и раздаточная коробка от выпускавшейся тогда модели советского внедорожника УАЗ-469 плохо подходят для установки на будущую полноприводную «Волгу», зато на «волговском» корпусе весьма удобно компонуются аналогичные узлы от старой модели «козлика» – УАЗ-69, которая… Уже давно снята с производства! Правда на заводском складе еще сохранилось несколько комплектов таких узлов, однако у местного руководства возникло опасение: а вдруг кремлевские заказчики спец-машины для генсека узнают, что при ее изготовлении использовали старье? Это же могут посчитать политической провокацией!

Однако железо – оно упрямое. В итоге все конструкторские поиски закончились тем, что на новую супер-«Волгу» пришлось-таки ставить узлы от допотопного «шестьдесят девятого». Впрочем само это решение еще не означало полного успеха. Дело в том, что при «искусственном скрещивании» легковушки и джипа компоновочную геометрию элементов трансмиссии пришлось подгонять по месту, и потому в таких не соответствующих серийным образцам машин условиях некоторые из элементов работали на «неправильных» режимах.

Одним из самых заметных признаков этого был повышенный шум карданных шарниров в приводных валах: при получившихся слишком больших углах перегиба они оглушающе завывали, и с этим посторонним звуком справиться никак не удавалось. (Отчаявшись, ГАЗовские специалисты даже решились на совершенно «аморальный» по меркам автомобилиста шаг: для лучшей притирки деталей в смазочное масло добавляли абразив! Но и эта жестокая мера лишь отчасти помогла справиться с воем в трансмиссии.)

Собирая машину-гибрид, заводчане вынуждены были привлекать на помощь русскую смекалку и в других случаях. Понадобилось, например, наращивать рулевой вал, отказаться от переднего стабилизатора поперечной устойчивости (зато такой стабилизатор установили на задней оси), а в качестве ведущего переднего моста приспособили узлы заднего моста ГАЗ-24 развернутого на 180°.

Проблемы возникали в самых неожиданных случаях. Например, стандартные колеса «Волги»-вездехода оказались маловаты, чтобы обеспечить повышенный дорожный просвет. Пришлось снабжать «охотничью» «Волгу» дисками увеличенного диаметра (от старой модели ГАЗ-21) и «обувать» их в зимние рифленые покрышки от «Чайки».

Как бы то ни было, заказанная Москвой машина была в Горьком создана. Этой модели даже присвоили индивидуальный заводской индекс: ГАЗ-24-95. Впрочем, в обиходе легковушку-джип чаще называли «Волга 4х4», а заводчане и вовсе наградили автомобиль, предназначенный покорять сельские колеи-ухабы, ласковым прозвищем «дворняжка». Для внедорожника приготовили отдельную инструкцию по эксплуатации – такой тоненький вкладыш к обычному томику по «двадцать четвертой» «Волге».

«Охотничья» «Волжанка» в итоге внешне немного отличалась от серийных седанов. Этот автомобиль был на 11 сантиметров выше, а вес его увеличился почти на 100 килограммов. При наличии стандартного, не форсированного «движка» от ГАЗ-24 мощностью в 98 лошадиных сил, «девяносто пятая» могла разгоняться до 115 км/час (а на заводских испытаниях, якобы, продемонстрировала даже большую резвость, загнав стрелку спидометра к отметке «140»). Еще одной отличительной приметой этой машины был не красный, а зеленый («егерский») фон заводской эмблемы на переднем радиаторе.

Всего на ГАЗе в 1974 году было изготовлено пять «дворняжек» фактически ручной сборки. (Заводское начальство очень боялось, что в Кремле захотят наладить серийный выпуск седанов повышенной проходимости: где тогда брать для них комплекты узлов трансмиссии от снятого с производства УАЗ-69?) Одну из чудо-«Волг», покрашенную в сочный зеленый цвет, отправили в охотничье хозяйство «Завидово» – для поездок Леонида Ильича. Этот экземпляр уцелел до наших дней и экспонировался на выставках, посвященных истории кремлевского Гаража особого назначения.

«Волгу 4х4», по некоторым сведениям, получил также другой советский VIP-охотник – секретарь ЦК КПСС и будущий министр обороны Д.Ф. Устинов. Еще одну такую машину оставили на заводе в качестве образца. А два экземпляра «прописались» когда-то в гараже непосредственного заказчика работ – Горьковского обкома партии.

Источник: www.mk.ru