Российский «неубиваемый» автомобиль впервые в истории сумел заехать на вершину вулкана Везувий

115 лет назад стартовал автопробег, результаты которого удивили весь мир

На счету отечественного автопрома не так уж много резонансных успехов. Тем ценнее каждый из них. «Бензиномоторам» российского производства едва ли не впервые удалось «козырнуть» в 1910 году. Тогда собранный на Рижском заводе «Руссо-Балт» проехал от Петербурга до Неаполя и обратно, при этом совершив еще уникальный подъем на вершину Везувия. Сложный маршрут протяженностью 10 000 километров пройден без единой серьезной поломки. Публика, в том числе и зарубежная, была впечатлена!

Андрей Нагель за рулём «Руссо-Балта» .

тестовый баннер под заглавное изображение

Выпуск таких самоходных экипажей начали в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе летом 1909 года. Первые экземпляры, собранные в цехах автомобильного отдела РБВЗ, имели обозначение «Руссо-Балт С24-30». Уже через год одна из этих машин – с заводским номером 14, — попала в историю. В прямом смысле слова.

Ее владелец Андрей Платонович Нагель — известный энтузиаст автомобилизма, гонщик, издатель и редактор нескольких специализированных журналов, посвященных технике, — решил предпринять очень непростое для того времени автомобильное путешествие, добравшись через половину Европы из российской столицы до Неаполя и потом вернувшись назад.

Старт этому рейду был дан ровно 115 лет назад — 28 (15 — по старому стилю) августа 1910 года. В дальний путь отправился экипаж из пяти человек во главе с хозяином «Руссо-Балта» Андреем Нагелем. Среди марафонцев был и известный тогда в России фотограф Виктор Булла.

Маршрут автопробега даже сейчас выглядит впечатляюще: Санкт-Петербург – Рига — Берлин — перевал Сен-Готард в Швейцарских Альпах – Рим – Неаполь – Берлин – Санкт-Петербург. Как определили некоторые исследователи, это был фактически первый серьезный выезд автомобиля отечественного производства за пределы Российской империи.

О некоторых нюансах уникального пробега его участники рассказали корреспонденту популярного журнала «Нива».

«Туристы жаловались на невозможное состояние шоссейных дорог в Италии, где им пришлось месить жидкую грязь в выбоинах почти на всем протяжении от Рима до Неаполя… Очень трудную часть пути представлял пробег по Тиролю по крутым горным дорогам. На одном месте крутизна была так значительна, что автомобиль лишь с огромным усилием одолел ее. Как раз на этом же месте год тому назад разбился один автомобиль, покатившийся назад и своевременно не затормозивший».

Благополучно добравшись в сентябре 1910-го до Неаполя Нагель захотел здесь проверить свой «Руссо-Балт» в совсем уж экстремальных условиях. Отчаянный русский автомобилист отважился на то, что до него не совершал еще никто: решил заехать на легендарный вулкан Везувий. Журнал «Нива» об этом сообщал: «В Неаполе русские автолюбители поднялись на Везувий по ужасной, заваленной обломками лавы и камней, дороге…» Андрей Платонович сумел довести свою машину до самой высшей точки, куда были проторены колеи гужевыми повозками, – до вулканологической обсерватории, расположенной на отметке 600 метров над уровнем моря. После этого нашу команду ждало испытание даже более рискованное: спуск на автомобиле с горы вниз оказался куда труднее, чем подъем.

Организованный Андреем Нагелем автопробег длился более полутора месяцев. «Руссо-Балт» финишировал в Санкт-Петербурге 18 (5) октября 1910 года. Об этом путешествии писали тогда не только в российской прессе, но и в зарубежной. Европейцы выражали искреннее удивление прочности автомобиля русских, оказавшегося воистину «неубиваемым», и его надежности. Ведь на пути длиной 10 тысяч километров машина ни разу не подвела. Членам экипажа не пришлось заниматься устранением сколь-нибудь серьезных неисправностей и поломок. Единственной проблемой для них стали довольно частые проколы. Впрочем и здесь был установлен рекорд со знаком плюс: среди шин отечественной фирмы «Треугольник» одна благополучно прошла всю дистанцию без замен и ремонта.

Подытоживая рассказ о путешествии команды Андрея Нагеля журнал «Нива» писал:

«…пробег русских туристов на русском автомобиле был выполнен более чем удачно и послужил к тому, что за границей серьезно заинтересовались русским автомобильным строительством… Этот пробег является настоящим торжеством русской автомобильной техники и русского туризма».

А теперь познакомимся поближе с главным действующим лицом столь необычной эпопеи — первенцем РБВЗ «Руссо-Балтом С24-30» (увы, знакомство может быть лишь заочное: ведь до наших дней не сохранилось ни одной такой машины).

Итак, модель имела латинское обозначение «С», а ее цифровой индекс расшифровывался следующим образом: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальная. Эти показатели не следует оценивать с современной «колокольни». По меркам начала прошлого века автомобиль с тремя десятками «лошадей» под капотом считался очень могучим. Такие атлетические кондиции обеспечивал этому «Руссо-Балту» четырехцилиндровый двигатель объемом 4,5 литра. По ровной дороге он расходовал около 13,5 литров бензина на каждую сотню километров и способен был разгонять машину весом почти 2 тонны до максимальной скорости около 87 км/час.

На шасси С24-30 ставили кузова нескольких типов, в том числе наиболее престижные для состоятельных господ лимузин, ландоле. У Андрея Нагеля была машина с кузовом попроще — торпедо: обтекаемой формы без жесткого верха.

Но даже в таком скромном варианте самоходный экипаж стоил очень недешево – 7800 рублей. (Для сравнения: цена хорошего велосипеда тогда – около 150 рублей, зарплата рабочего средней квалификации – 25-30 рублей в месяц.)

А. Нагель на своем «Руссо-Балте» впоследствии предпринял еще несколько дальних рейдов. Он поучаствовал с этим «железным конем» также в автогонках и довольно успешно: в Испании, где проводилось ралли Сан-Себастьян, занял второе место.

Нагелевская машина №14 вполне может считаться рекордсменом по выносливости и долговечности. С июня 1910 года по январь 1914-го она прошла 80 тысяч километров (то есть одолела расстояние, равное двум земным экваторам!) дорог и бездорожья России, Европы и даже Северной Африки (в том числе «пробороздила» участок пустыни Сахара, где автомобили прежде вообще не появлялись). При этом «бензиномотор» ни разу не потребовал серьезного ремонта.

Источник: www.mk.ru