Стало известно, каким автомобилям «разрешат» работать в такси

Названы марки автомобилей, которые смогут работать таксомоторами

Минпромторг России обнародовал список моделей легковушек, которые будут допущены к перевозке пассажиров в такси согласно новому закону о локализации такого транспорта. В него вошли свыше 20 моделей шести российских брендов, от «уазиков» старого образца до локализованных под отечественными марками китайских машин. Список обещают пополнять, и то, что не все производимые в России автомобили в него вошли, дает бизнесу пространство для переговоров.

тестовый баннер под заглавное изображение

Конечно же, в такси смогут работать все «Лады» (от «Гранты» до старой доброй «Нивы»). Ведь это отечественная разработка, да и выпускаются «Жигули» всех поколений исключительно у нас. Продукция Ульяновского автозавода под их родной маркой также вне «подозрений»: в список Минпромторга попал не только более или менее современный «Патриот», но и архаичный «Хантер». Что, кстати, странно: еще в конце 2010-х годов этот автомобиль, выпускаемый с начала 1970-х годов, потерял легковую омологацию и продается, несмотря на категорию В, по грузовой сертификации.

И это все истинные «нашемарки», которые имеются в производстве. Других «посконных» легковушек в начале 2020-х, когда это стало актуально, у российской промышленности для нас уже нет. Все остальное — 13 моделей — это кроссоверы и прочие легковушки на китайских платформах, собираемые в России и частично у нас локализованные. Одна марка — «Москвич» — звучит патриотично и даже имеет богатую историю, остальные три (Sollers, Voyah, Evolute) звучат «глобально». Суть, однако, та же самая.

— В списке Минпромторга есть достаточный выбор, чтобы покрыть разные ниши такси, — комментирует Владимир Николаев, владелец таксомоторной фирмы с 15 автомобилями. — Есть минивэн на 7 мест, есть гибриды и электромобили, есть классические модели с ДВС. Но проблема для нас, как перевозчиков, в цене и качестве. Цена, в силу общего подорожания машин, выше, а ресурс машин в целом ниже, чем мы привыкли.

По словам собеседника «МК», все автомобили из списка, которые можно себе представить в такси — об «уазиках» все же всерьез говорить трудно — имеют «китайский» уровень надежности. То есть достаточный для беспроблемной работы в течение примерно 60 (а при бережной езде — до 100) тысяч километров. Эти цифры, что интересно, были характерны и для прежних отечественных автомобилей, и для современных «китайцев». И все бы ничего, но «корейцы» 2010-х ходили по 200 — 300 тысяч, не доставляя значительных проблем. Стало быть, замены новые таксомоторы потребуют гораздо раньше — скажем, через полтора года после закупки.

— Что же касается комфорта, для пассажиров примерно везде одинаково и зависит прежде всего от размера автомобиля, — добавляет Николаев. — Опять же, это если всерьез не рассматривать «козлика» как таксомотор. Но вот для водителя разница, конечно, будет. Но это будут, к сожалению, именно что проблемы водителя: вряд ли его неудобства отразятся на оттоке кадров или выльются в повышение цен.

Зато на цены неминуемо повлияет сама необходимость для многих перевозчиков обновить парк авто — и заложить в тарифы сниженный ресурс машин. А вот цены на вторичном авторынке, может быть, и пойдут несколько вниз в силу «сброса» на этот самый рынок потрепанных «таксишек» непроходных по нынешнему закону марок.

— Не ждем, а готовимся, — комментирует специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. — Заманчивых предложений будет больше, но состояние бывших такси часто печальное. Гниль по кузову, уставшая ходовая и трансмиссия — типичные проблемы, как и многое повидавший салон. А вот двигатели могут быть в лучшем, чем у частных владельцев, состоянии: они работают в такси в оптимальном режиме, раз прогрелся и весь день не глушится. В отличие от мотора автомобиля, развозящего по утрам детей в школу: там пробег может быть смешной, а вот износ значительный.

Однако большинство подобных машин раскупят, скорее всего, для продолжения коммерческой эксплуатации: либо в «серых» и «черных» перевозках пассажиров (те самые бомбилы в регионах, что работают без лишних формальностей), либо для развозки посылок и мелких грузов, уверен собеседник «МК».

Напомним, что закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. Он предусматривает, что в реестрах легкового такси регионов с этого момента должны быть только автомобили включенных в список Минпромторга моделей — главным критерием для списка являются баллы локализации, рассчитываемые по специальной формуле. Переговоры о снижении порога локализации ведутся постоянно, но пока не увенчались ничем определенным. Впрочем, министерство уже обещает пополнять список, и очевидно, что туда могут войти машины еще нескольких китайских концернов, которые сейчас собираются в России.

Кроме того, есть несколько регионов, для которых введена отсрочка: это Калининградская область, а также Сибирь и Дальний Восток. Причины очевидны: это трудности с поставкой «нашемарок» в Калининград и японский подержанный «автофлот» как стандарт для востока России.

Больше новостей из мира автомобилей на Автовзгляд.ру

Источник: www.mk.ru